Студия мастеринга! Мастеринг в студии Андрея Субботина дистанционно через интернет на Saturday Mastering

Народный сайт Александра Маршала: Хроники полётов

1998 : 1999 : 2000 : 2001 : 2002 : 2003 : 2004 : 2005 : 2006 : 2007 : 2008 : 2009 : 2010 : 2011 : 2012 : 2013 : 2014
Знаешь интересную статью, которой здесь нет? Пиши в гостевую (слева на главной странице) или присылай на почту: site@a-marshal.ru

Певцы перестройки и балалайки

"Перестройка-рок" — термин из того же ряда, что и панк. Помимо чисто песенных черт — русских "классических" гармоний и плакатных текстов — здесь было не обойтись без серпа и молота, вышитых косовороток, галифе и хохломы. Так же и в панке — аккорды классического рока, с которых будто заживо содрали кожу, лучше всего слушались в исполнении парней с "ирокезами". Группа "Парк Горького" была прекрасна именно тем, что придумала не только хард-рок с отзвуками Глинки и Бородина в аранжировках, но и имидж. Над электрогитарами в форме балалаек в те годы у просвещенных меломанов было принято посмеиваться, но сейчас понимаешь, что более адекватного способа конвертации здешней поп-продукции так никто и не нашел. Пусть лучше гитары-балалайки, чем прогремевшие в новом веке t.A.T.u. с их закосами под хентай.

"Парк Горького" в 1987 году собрал Стас Намин. К покорению Запада группа основательно готовилась на гастролях по родимым просторам в компании более востребованных и, главное, русскоязычных коллег. Наверняка найдутся люди, которые до сих пор помнят стадионный концерт "Бригады С" с "Парком Горького" на разогреве и потрясающий по тем временам текст припева: "You so sexy!" С тех пор эта песня, кажется, не всплывала нигде. Появление на американском телевидении с клипом на песню "Fortress" (в главной роли — Стас Намин в дефицитной дубленке) не произвело эффекта. Песни с первого демо "Hit Me With The News" сгинули безвозвратно. Но выступление на разогреве у Scorpions в Ленинграде все же обратило на себя внимание воротил шоу-бизнеса, и в конце 1988 года при посредничестве Джона Бон Джови Gorky Park подписали контракт с фирмой Polygram.

В 1989 году вышел дебютный альбом, который назывался "Gorky Park". В клипе на первый сингл "Bang" уместилось все, чего Запад ждал от СССР: хоровые распевы в духе военного ансамбля песни и пляски, цыганский платок на плечах фронтмена Николая Носкова, стилизованный под серп и молот логотип, танцы вприсядку, Гагарин, Ленин, а главное — гитара с треугольной декой. "Bang" прыгнул на третье место в чарте MTV, а альбом "Gorky Park" занял 80-ю позицию в Top 200 журнала Billboard. Успехи группы оценивались в 500 тысяч дисков, проданных в США, и в миллион — в остальном мире.

История крушения американского проекта трактуется участниками группы с незначительными расхождениями, но в целом можно понять, что недостаток знаний в области музыкальной юриспруденции подвел советских граждан. Бумаги, подписанные с лейблом Polygram, не давали никаких гарантий, а американский менеджер группы оказался нечист на руку.

Но даже провалившись на американском рынке и оставшись без вокалиста Носкова, "Парк Горького" смог выпустить достойный второй альбом "Gorky Park 2", он же "Moscow Calling" (1992). Альбом с лидирующим вокалом бас-гитариста Александра Минькова (Маршала) возглавил хит-парады в скандинавских странах и был продан полумиллионным тиражом. Но главное — сама Россия получила наконец англоязычные хиты, с которыми не стыдно было ассоциировать себя молодому человеку, проживающему в "дикие 90-е" в родной стране. Боевик "Moscow Calling", а также несколько роскошных баллад попали на только-только оперившиеся FM-частоты и стали родными для целого поколения.

Интерес к "Парку Горького" сник к середине 90-х вместе с модой на "перестройку", Россия перестала быть местом, от которого можно было ждать интересного. Были записаны еще два альбома. На инерции, полученной от старта, группа продолжала творить, постепенно уходя от мелодичного хард-н-хеви и избавляясь от матрешечного колорита, но не теряя связи с русской музыкальной традицией. Альбомы "Stare" и "Protivofazza" обнаружили интерес главного автора группы Алексея Белова к прог-року, с которым в России уж точно никто не хотел себя ассоциировать. В конце концов Александр Маршал ушел играть поп и шансон, и носителем бренда остался только гитарист Белов, который собирал разные составы с разными вариациями на тему названия Gorky Park. Концерт к 25-летию "Парка Горького" точно тронет сердца меломанов, но искреннего желания входить в ту же воду надолго и вместе, преодолеть чисто ностальгический характер предприятия, похоже, ни у кого из членов команды пока нет.

16 ноября 2012 года

Борис Барабанов

Коммерсантъ Weekend №44

← Предыдущая статья

"Парк Горького" отметит юбилей

Следующая статья →

Cтал романтиком