Студия мастеринга! Мастеринг в студии Андрея Субботина дистанционно через интернет на Saturday Mastering

Народный сайт Александра Маршала: Хроники полётов

1998 : 1999 : 2000 : 2001 : 2002 : 2003 : 2004 : 2005 : 2006 : 2007 : 2008 : 2009 : 2010 : 2011 : 2012 : 2013 : 2014
Знаешь интересную статью, которой здесь нет? Пиши в гостевую (слева на главной странице) или присылай на почту: site@a-marshal.ru

Рецензия альбома Вожак

Исполнители блатной песни очень стесняются истинного названия своего жанра. Вот и сочиняют всякие эвфемизмы. Сначала отобрали у Азнавура слово шансон, а теперь придумали что-то невероятное — жизненные песни. Хотя, говоря о творчестве Александра Маршала, этот термин вполне уместен. Новые его песни — что наша жизнь: душевные, но страшные.

Набор тем в его альбоме Вожак самый стандартный для выбранного жанра: Колыма, зона, тайга, колючий снег и луна-икона. Типичные уголовные страдания о волчьей любви и кровавом причастии. Но вот что интересно, песни эти не вызывают привычного раздражения.

Дело тут в личности исполнителя. Маршал проделал длинный путь от курсанта летного училища до музыканта группы Парк Горького, а потом — до исполнителя эстрадных, патриотических, а теперь и блатных песен. Он прошел самую серьезную музыкальную школу, научился многому и в России, и тем более за океаном. А потому ему хватает ума и вкуса, чтобы избежать брайтоновских настроений, ресторанной пошлятины.

Слышны в его песнях интонации Высоцкого (трек Вожак), оптимистичный кураж Геннадия Жарова (трек Отец Арсений. Михей). А голос Маршала похож чем-то на вокал Кикабидзе. Казалось бы, поется о вещах страшных: лагерном тифе, таежном лесоповале, но подается это жизнерадостно (если такое определение здесь вообще уместно), чувствуется в этих песнях сила, внутренний стержень. Жаль, конечно, что герои Александра сидят по зонам, а не служат во славу России. Но это уж реалии такие. Почти в каждой русской семье есть свой фронтовик и свой зека.

Потрясли две песни. Понимаю, что это — коммерция, но сердце считает иначе. Первая — Отец солдата, рассказывает историю отца, потерявшего в Чечне единственного сына. Он простаивал ночи у военкомата, терпел унижения от сволочей в погонах, пытаясь найти тело самого дорогого человека. Немудреные слова. Наверное, конъюнктура, но как слушать спокойно вот это:

Он заплакал в Ростове под кленами,
Он заплакал не в силах стоять.
В холодильнике, в лаборатории,
Тело еле сумев опознать.

Он добился с трудом разрешения,
Спрятав слезы скупые в платок,
И сказал, глядя в небо весеннее:
«Скоро будем мы дома, сынок».

Пусть критики упражняются в остроумии и рассуждают о фальшивом патриотизме. Простые люди воспримут эти строчки по-другому. Запишут в тетрадочку, а потом в кругу друзей пропоют сами после стопки-другой.

Вторая песня («Батя») — разговор Александра с отцом, с боевым летчиком. Отдельные строчки напомнили любимую с детства С чего начинается Родина.

А сколько лет той летной куртке,
Что вместе мы с тобой носили?
Из тонкой, темно-бурой кожи.
Ты так и не купил другой

Это встреча после разлуки. Поминальная стопка на могиле. Безмолвная, мужицкая беседа.

У эстетствующей публики этот альбом популярным не станет. Но у наших родителей, бабушек, дедушек — людей, которые всю жизнь просто и честно трудились, песни Маршала вызовут самые добрые чувства. Ведь в них нашла свое отражение вся новейшая история России, по сути — история их непростой молодости.

13 мая 2004 года

Копцев Алексей

Жизненные песни

← Предыдущая статья

Саша-а-а!!!

Следующая статья →

Маршал и рыбалка